Понедельник, 20 мая, 2024

Уникальный музей памяти жертв Голодомора функционирует в Меджибоже

Музейная экспозиция, посвященная памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине, была открыта Президентом Украины Виктором Ющенко 4 октября 2008 года. В экспозиции представлено 1600 экспонатов, более 500 единиц документального материала, сотни фотодокументов. В общей сложности на построение экспозиции использовано 650 тысяч гривен бюджетных средств и 311 тысяч гривен средств благотворителей. Концепция музея – это борьба старого и нового и результаты этой ужасной борьбы. Далее на khmelnytskyi-future

Музей памяти жертв Голодомора является уникальным пространством в Украине

Первый в Украине и самый большой по количеству экспонатов музей памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов расположен в каретном корпусе замка Государственного историко-культурного заповедника “Межибож”. На его создание народному художнику Украины Николаю Мазуру с командой ушло несколько месяцев. Чтобы создать музей, Николай Мазур работал с архивом и общался с местными жителями. Затем художник начал собирать по окрестным селам предметы обихода, очень трудно было найти жернова. Потому что в Хмельницкой области их осталось очень мало. Их разбивали и выбрасывали, чтобы люди не могли смолоть зерно. Через два месяца активной работы в музее появилась масштабная экспозиция.

Музей памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Хмельницкой области в Меджибоже можно назвать уникальным по нескольким причинам. Во-первых, открытый в 2008 году, он стал первым подобным заведением в Украине. Во-вторых, он значительно отличается от традиционных музеев. Ведь главная роль здесь отведена не архивным документам и древностям, а художественному оформлению. Здесь все подчинено единому замыслу: не просто показать, что в Украине был голодомор, а что против украинцев было совершено преступление, и это страшное преступление. Здесь оживают цифры, и посетитель начинает понимать масштабы трагедии. Если на бумаге 10 миллионов жертв – это большая цифра, но все-таки цифра, то в музее каждая деталь усиливает эту цифру, делает ее жуткой и вопиющей.

Музей построен так, что драму труда, жизни и смерти простых людей можно ощутить на ощупь, а многочисленные аллегории и символические композиции говорят без слов. Экспозиция музея, составленная из сотен орудий крестьянского труда, инвентаря, домашней утвари, скульптур, образов – является одним-единственным музейным предметом, масштабной художественной инсталляцией, внутрь которой попадает посетитель, на себе чувствуя ужас голода, бремя несправедливости, и одновременно надежду на жизнь.

Работал над созданием музея в Меджибоже известный художник Николай Мазур

Исследователи оценивают потери от Голодомора от 4 до 6 миллионов. Однако создатели музея остановились на цифре в 10 миллионов, учитывая не родившихся. Эта цифра высечена на стене музея, а под ней – символические счеты, ведущие счет жертвам. Десятки гипсовых рук, тянущиеся вверх, обнаженные свернувшиеся в муках костлявые тела, пустые люльки, где должны были лежать дети, земледельческое орудие, которым некому орудовать. В музее есть символическая черная дорога, по которой ширился голод, правительственный кабинет, где принимали зловещие директивы об изъятии зерна, есть экспозиция, иллюстрирующая коллективизацию и другие ужасные страницы истории. В экспозиции есть реальные документы 1930-х годов, а также современные книги о том периоде истории.

Центральное место в экспозиции музея отведено столу

Цельная художественно-пространственная композиция разделена на шесть образов сельской жизни — со своим условным определением: “Коллективизация”, “Депортация”, “Черные доски”, “Закон о пяти колосьях”, “Голодомор”, “Молитва за Украину”. Музей стал центром исследования трагедии в регионе.

Особое внимание посетителей привлекает экспозиция, посвященная детской смертности. Скульптура худой женщины, а за ней пустые люльки. О детях напоминают куклы-мотанки и маленькие рубашки, которые уже не на кого надевать. На плакатах музея можно увидеть фотографии детей с деформированными конечностями, огромными животами и другими недостатками из-за отсутствия нормального питания. Ведь бывало такое, что крестьяне вывозили своих детей в города и оставляли там в надежде, что их подберут в приюты, больницы, и таким образом спасут от голодной смерти. Трагизм художник Николай Мазур передал через набор образов. В частности, обнаженные белые гипсовые фигуры мужчины и женщины символизируют души, у которых все забрали. Образы, воспроизведенные в скульптуре, это – белые руки, как духи умерших, поднимающихся к нам, прорастают, как стерня, как колосья из-под земли, и обращаются к будущим поколениям. Пустые кувшины, которые взывают своими открытыми ртами к людям, что они пусты.

Центральное место в экспозиции отведено столу. Эти столы становятся столами дома, столами коллективизации, столом, который трансформируется и превращается уже в вагон для депортации украинцев. Стол, за которым стоит мать, у которой должна быть большая семья, но у нее нет детей. И, наконец, стол, за которым семья, уже пережившая эту трагедию. Уже стол с обилием, с флагами, веретами, с иконами.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.