Четверг, 25 июля, 2024

Авиация в Хмельницкой области берет свое начало в далеком 1914 году

История появления и развития авиации в Хмельницком насчитывает более 100 лет. За это время произошло много изменений — от масштабных пассажирских перевозок внутри страны и в другие страны мира до развития малой авиации на территории местного аэропорта. Далее на khmelnytskyi-future

Первый самолет в небе над областным центром пролетел в начале 20 века

В 1912 году впервые проскуровчане увидели в небе над городом самолет. Это был военный самолет, приписанный к 6-му эскадрону 12-го гусарского Ахтырского полка. Этот полк размещался в Меджибоже. Пилотировал его штабс-ротмистр Владимир Есипов. Самолет участвовал в корпусных маневрах, проводившихся на пространстве от Меджибожа до Проскурова, и выполнял задачи разведки позиций условного противника. Появился аэроплан с востока и сделав круг над городом, повернул на север.

Старожилы вспоминали, что появление аэроплана в проскуровском небе, вызвало у местного населения переполох: все прохожие замерли с поднятыми головами, извозчики-балагуры остановились, дети из школ и училищ выбегали на улицы, а когда самолет улетел, народ еще долго обсуждал увиденное.

В период с 1914 по 1917 год в годы Первой мировой войны на юго-восточной окраине Проскурова военные авиаторы русской армии обустроили тыловой аэродром, на котором базировались воздухоплавательные роты Юго-Западного фронта. Именно это летное поле стало аэропортом на улице Пилотской, который хорошо помнят большинство хмельничан. Этот аэропорт действовал до начала 1980-х годов. В последующие три года, в годы гражданской войны в Проскурове размещались летные части и армии Украинской Народной Республики и Красной армии – в зависимости от того, какая власть была в городе.

В конце Первой мировой войны, в июне 1917 года, на территории Украины была сосредоточена большая часть авиаотрядов имперской армейской авиации, особенно на Юго-Западном фронте, составляющей которого был проскуровский аэродром. Основной парк аэропланов состоял из французских моделей “Ньюпор”, “Вуазен”, “Моран”, преимущественно собранных на российских предприятиях.

С 1919 года зафиксированы международные пассажирские перевозки

В 1919 году действовала первая в истории украинской авиации международная авиалиния “Проскуров – Будапешт”. Она была организована по инициативе правительства Советской Украины для помощи революционной Венгрии. Первый авиаперелет совершил пилот В. Ходорович. Самолеты курсировали в обе стороны, перевозили не только грузы, но и пассажиров. Проскуров был избран отправным пунктом по единственной причине – здесь находился ближайший к границам Венгрии аэродром, весной 1919 года находившийся в руках Красной армии. К началу 1919 года авиапарк проскуровского аэродрома был довольно многочисленным. Этому способствовала германская оккупация. По некоторым данным на территории проскуровского аэродрома сосредотачивалось до 100 аэропланов различных модификаций немецкого производства. Большинство из них были пригодны только на запчасти. Известно, что правительство Директории целенаправленно осуществляло закупку самолетов в Австрии и Венгрии. Проскуровский аэродром также обеспечивал “воздушный мост” – “Вена-Киев”.

Во время Второй украинско-большевистской войны на проскуровском аэродроме дислоцировались воздухоплавающие части. В течение лета 1919 года они участвовали в боях за Каменец-Подольский, Проскуров, Винницу и Киев. В конце февраля 1919 года авиационные институты Воздушного флота УНР прибыли в Проскуров. Петр Павлович Билон, начальник канцелярии Воздушного флота, вспоминал: “в Проскуров прибыли авиационные дивизионы: Киевский, Черниговский, часть Полтавского, некоторые старшины-летуны из Харькова, Житомира и Винницы. Здесь начали направлять самолеты и тренировать старшин-летунов. В Проскурове было очень много авиационного имущества, и об этом сообщили галицкой сотне, которая стояла в Красном возле Львова. И вот прилетели они в Проскуров и вывезли в 60 старых самолетов и большую силу технического авиационного имущества”.

В последующие десятилетия аэропорт увеличивал мощности

В период с 1920 года по 1930 год расширяется Проскуровский военный аэродром. Здесь огородили летное поле, выставили усиленную охрану, построили ангары, топливные хранилища. Также в районе аэродрома были построены два жилых четыреэтажных дома для офицерского склада. Во время Второй мировой войны немецкая армия, оккупировавшая Проскуров, использовала аэродром для военно-транспортных целей. В 1944 году была создана отдельная Проскуровская авиационная эскадрилья. 3 мая в ее распоряжение прибыли первые два гражданских самолета “По-2”, которые из учебных были переоборудованы в почтово-пассажирские. На них авиазвены пилотов Бондаренко и Дрозда наладили регулярные пассажирские авиарейсы в Каменец-Подольский, а вскоре в отдаленные райцентры – Старую Синяву, Плужное, Виньковцы, Теофиполь, Миньковцы, Сатанов. В 1947 году заработала авиалиния “Проскуров – Киев”. В 1950 году отдельная Проскуровская авиационная эскадрилья была присоединена к 283-му Черновицкому авиационному отряду, который был переименован в 98-й Черновицкий объединенный авиационный отряд Украинского управления гражданской авиации.

Уже через два года состоялось объединение подразделений 98-го Черновицкого авиационного отряда и аэропортов, которые до этого были отдельными структурами. Таким образом, Проскуровская авиационная эскадрилья и аэропорт Проскуров стали единственной структурой. Как и раньше, эскадрилья обслуживала аэропорты местных авиалиний: Каменец-Подольский, Теофиполь, Изяслав, Полонное, Новую Ушицу. В 1956 году Хмельницкий аэропорт получил новые самолеты “Ан-2” и “Як-12”. Совершались рейсы в Киев и еще в пять областных центров Украины, а также в семь райцентров области. В 1970 году аэропорт стал принимать турбореактивные самолеты “Як-40”, осуществлявший рейсы на Киев и Одессу, и турбовинтовые “Ил-14”, курсировавшие в Симферополь. Ежедневно услугами аэропорта пользовалось до 300 пассажиров.

В 1980-х годах в Хмельницком появился обновленный аэропорт

В 1971 году по приказу Министерства гражданской авиации СССР на базе Хмельницкой отдельной авиаэскадрильи было создано Хмельницкое авиапредприятие, подчиненное управлению гражданской авиации УССР. В том же году в восьми километрах от города, за селом Ружичная, началось строительство нового аэропорта. И уже в 1982 году был введен в эксплуатацию новый аэропорт. Общая площадь земельного участка, занимаемого аэродром – 134,2 гектара, в том числе аэродром – 13,2 гектара. Аэропорт получил искусственную взлетно-посадочную полосу длиной 2200 метров с бетонным покрытием, что может выдержать посадку воздушного судна весом до 61 тонны. Хмельницкий стал принимать лайнеры типа “Ан-24”, “Ту-134”, “Як-42”. География рейсов включала Москву, Ленинград, Киев, Минск, Ригу, Харьков, Симферополь, Одессу, Донецк и другие. Между тем, старый аэропорт на улице Пилотской прекратил существование, а его летное поле впоследствии было отдано под массив индивидуальной застройки.

В 1993 году состоялась реорганизация предприятия и образовалось четыре независимых структуры: государственное предприятие “Аэропорт Хмельницкий”, Хмельницкая служба обслуживания воздушного движения “Украэрорух” и две авиакомпании: “Подолье-Авиа” (самолеты Ан-24, Ан-26) и “Универсал- Авиа” (Ан-2). Имея самолеты “Ан-24”, “Ан-26-100”, “Ан-26”, компания начала осуществлять рейсы не только в Киев и Симферополь, но и за границу – в Стамбул, Рим и другие города. Аэропорт Хмельницкого получил статус международного.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.