Пятница, 3 мая, 2024

История уличного освещения в Хмельницкой области

Уличные фонари – это не новинка, а привычное явление для украинских городов. Мы не обращаем внимания на уличное освещение, ведь привыкли к благам цивилизации. Однако несколько веков назад уличного освещения не было и прохожие освещали себе путь факелами или специальными переносными фонарями. Таким образом, украинцы передвигались по улицам в темное время суток. Сегодня мы поговорим об истории создания уличного освещения в нашем регионе. Больше информации о создании уличного освещения читайте на страницах сайта khmelnytskyi-future.com.ua со ссылкой на «Е».

Появление первых фонарей

В начале XV века стали появляться первые уличные фонари. Британцы были первыми, кто решил использовать уличное освещение. В частности, мэр Лондона в 1417 году распорядился, чтобы вечером на улице города вывешивали фонари. Впоследствии это начали делать французы. Французского короля Людовика XIV даже стали называть «Король-солнце». Все потому, что он издал указ установить на улицах масляные огни в специальных футлярах. Следует отметить, что первые фонари давали мало света, ведь использовалось масло и свечи. Однако время не стояло на месте и в XIX веке изобрели керосин. Это позволило увеличить яркость уличного освещения. Впоследствии появились электрические фонари и жизнь горожан стала еще более комфортной.

Уличное освещение на Подолье

Первые уличные фонари начали устанавливать в Каменец-Подольском в 1851 году. Позже фонари появились в Проскурове и других городах губернии. Понятно, что первые фонари не были электрическими. Это были деревянные столбы, почти около трех метров. Наверху находился стеклянный колпак, а внутрь помещали банку в которую наливали конопляное масло. Такие фонари имели ряд недостатков: свет был тусклым, стекло быстро становилось темным от копоти, прохожим на голову могло капнуть неприятное на запах масло. Были также фонари в которых использовалась спирто-скипидарная жидкость, свечи из овечьего жира. Они тоже не давали желаемого эффекта. В 1870-х годах на улицах начали появляться керосиновые лампы, цепляющиеся на деревянные столбы.

В те времена была даже такая специфическая для современности профессия — фонарщик. Эти рабочие носили с собой лестницу, длинную палку, ведь в их обязанности входило зажигать и тушить фонари, ремонтировать и наполнять емкости керосином. Это была очень тяжелая и неблагодарная работа. График тоже желал лучшего. Ведь фонарщики работали с десяти вечера до четырех часов утра.

Эксплуатацией фонарей в Проскурове занимались частные лица. Например, с 1880 года в нашем городе подрядчиком по освещению был мещанин Шмуль Волицер. За то, что подрядчик зажигал свет, он получал из городской казны почти 580 рублей. Кроме того, в городе функционировала даже специальная комиссия, проверяющая яркость уличного освещения. Впоследствии стали появляться вышеназванные керосиновые фонари. А еще увеличивается их количество. Если в 1881 году в Проскурове функционировало только 18 фонарей, то в 1909 уже 56. А вот наибольшее количество столбов с уличным освещением было в Каменце-Подольском. Их насчитывалось 900.

В 1910 году в Каменце-Подольском появилось два электрических фонаря. А через год электрическое уличное освещение было уже в Проскурове. Через несколько месяцев электрическое освещение появилось в государственных учреждениях города.

Уличное освещение – неотъемлемая часть современной жизни. Но это было не всегда. Наши предки придумывали разные способы, чтобы осветить себе путь на улицах населенных пунктов. Надеемся, наш материал был для вас познавательным и вы больше узнали об истории родного города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.