Среда, 18 сентября, 2024

Первый общественный транспорт в Хмельницком

Хмельницкий, как и многие другие города Украины, имеет свою интересную историю общественного транспорта. Развитие города и расширение его границ, появление новых заводов и фабрик, рост торговли и увеличение населения — всё это требовало организации регулярных перевозок пассажиров. В данном материале мы решили разобраться подробнее, каким был первый общественный транспорт в Хмельницком, когда он появился, и как развивалась транспортная инфраструктура города. Далее на khmelnytskyi-future.

“Балагулы” на бричках

Первым общественным транспортом в Хмельницком можно смело назвать местных жителей на повозках с лошадьми. Они начали заниматься таким регулярным извозом в середине XIX столетия. Называли их “балагулами”, и за оплату они возили проскуровчан не только по городу, но и в ближайшие села, такие как:

  • Заречье.
  • Лезнево.
  • Ружичная.
  • Раково.

Но этот извоз все еще оставался частным и никем не контролировался. А вот в 1870-х годах “балагулы” стали уже более походить на такси на лошадях. За них взялась местная власть, ввела тарифы на извоз. Стоимость перевозки багажа была около 5 копеек за километр, человек без чемоданов платил за километр дороги 3 копейки. Также были установлены обязательные правила для транспорта и извозчика, такие как:

  • Наличие свидетельства на извоз. Его получали после того, как специальная комиссия подтверждала, что бричка отвечает всем требованиям.
  • Извозчик должен быть трезвым, чистым и аккуратным. За нарушение этих требований могли оштрафовать или забрать свидетельство.
  • Обязательно вовремя платить налог. Его собирал с извозчиков назначенный “старший”, и передавал в управление города. 
  • Ждать пассажиров разрешено было только в специальных местах. В центре, возле нынешнего подземного перехода или у железнодорожного вокзала.

Кстати, именно с появлением в Проскурове железнодорожного вокзала в 1871 году, количество перевозчиков значительно выросло, и дорога к нему стала самым популярным маршрутом. Средний класс и элита города очень любила проводить время прогуливаясь на вокзальной площади, или же сидя в ресторане вокзала. Там они ждали поездов со свежей прессой, товарами и новостями из столицы.   

Первые автобусы и троллейбусы

Первый автобус появился в Проскурове в начале XX века. В 1908-1909 годах были организованы первые автобусные маршруты между соседними городами. Самыми популярными являлись направления на Староконстантинов и Каменец-Подольский.

Что же касается городского транспорта, Проскуров является одним из первых городов Украины в котором его запустили. Началась история проскуровского общественного автобуса в 1929 году. Он ездил по улицам Каменецкая и Шевченко от вокзала и до каменецкого переезда. Позже решили проложить маршруты до Ружичной и Гречан, и в 1938 году это удалось. По городу уже ездили три автобуса, и они были очень популярны среди местных жителей. За один проезд пассажир платил от 10 до 20 копеек, в зависимости от расстояния.

После Второй мировой войны на улицах Проскурова также можно было увидеть несколько автомобилей “Победа”, специально оборудованных счетчиками и раскрашенных как такси. Но пользоваться таким транспортом было очень дорого и позволить себе поездку в такси могли только очень зажиточные граждане.

В 1970-х годах в Хмельницком запустили первый троллейбусный маршрут. Он был длинной около 15 километров и следовал от завода Катион до железнодорожного вокзала и назад. Также, после Второй мировой войны значительно увеличилось количество маршрутов автобусов. А в 1980-х годах появились первые городские маршрутки. Что интересно, изначально к нам приехали латвийские “РАФ”, но их было довольно мало. А вот в 1990-х появились «Peugeot», именно благодаря им любую маршрутку хмельничане ласково называют “пыжик”.


Развитие транспортной инфраструктуры и социальные инициативы

Отдельно хочется сказать пару слов о том, как продолжает развиваться транспортная инфраструктура города, и как местные перевозчики поддерживают социальные проекты и принимают в них участие.

Регулярно проводится ремонт старого транспорта и обновление автопарка новыми современными троллейбусами и автобусами. Также не забыли о комфорте на остановках. В Хмельницком еще в 2018 году установили первые “умные” остановки, на которых работает удобное табло с достоверной справочной информацией. Также, в местах ожидания доступен бесплатный Wi-Fi и возможность зарядить телефон или ноутбук.

Что касается социальных инициатив, то это не только предоставление льготных мест для бесплатного проезда пенсионерам, инвалидам, участникам боевых действий. Во время карантина в Хмельницком, при поддержке городских властей, стартовала социальная инициатива для людей с почечной недостаточностью. Больных людей водители бесплатно доставляли на процедуру гемодиализа в городскую больницу. 

В целом, общественный транспорт сыграл и продолжает отыгрывать большую роль в жизни жителей Хмельницкого. Ведь это достаточно удобный, недорогой и быстрый способ передвижения, при котором не приходится задумываться о проблеме парковки и можно легко и вовремя попасть в нужное место. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.