Понедельник, 10 мая, 2021

Через Хмельницкий будет курсировать новый поезд

С сентября начнет курсировать новый поезд сообщением «Харьков-Трускавец». Он будет останавливаться также в Хмельницком. О графике движения поезда подробно расскажет khmelnytskyi-future.

Общественный туалет в сквере им. Шевченко станет платным

Общественный туалет, который находится в сквере им. Шевченко, планируют сделать платным. Соответствующее решение хотят принять в мае во время заседания исполнительного комитета....

В Хмельницком презентовали Виртуальную карту города

История Хмельницкого - насыщенная, интересная и многогранная. Теперь все желающие могут узнать факты о Хмельницком с помощью специального веб-приложения. Пользователи могут увидеть,...

На территории стадиона «Подолье» появятся новые раздевалки

В помещении старой котельной, что на территории спортивного комплекса «Подолье», обустроят новые раздевалки. Ремонтные работы начнутся уже в этом месяце. Далее на...

В Хмельницком отложили полный переход на э-билет

Полный переход на электронный билет в общественном транспорте Хмельницкого перенесли на начало июня. В чем причина такого решения, узнавал khmelnytskyi-future.

Хаотичность хмельницких застройщиков: архитектурный произвол города

Хмельницкий стал областным центром в марте 1941 г. Однако настоящее его развитие началось в 1960-х. – со строительством гигантов военно-промышленного комплекса. Потребность в рабочих руках увеличила население в семь раз, – это были наивысшие среди областных центров Украины темпы роста. Результатом такого развития стала застройка окраин, где размещались заводы ВПК. Подробнее читайте на khmelnytskyi-future.

Из грязи в князи и обратно

Центр обновлялся медленнее. Это позволило сохранить самые красивые дома конца ХІХ-ХХ вв., не перенасытить центр сталинским ампиром, и где только можно расширить узкие улицы. Их заполнили парками, памятниками, фонтанами – пространством, которого здесь так не хватало. С этой же целью – расширить, наполнить пространством центр города – «оголяли» перекрестки, оставляя на углу улиц скверы или клумбы с цветами.

Хмельницкая архитектура советского времени не сильно отличалась от архитектуры других областных центров. И 1990-е Хмельницкий встретил с несколькими неординарными, как для обычного областного центра, сооружениями: театра, автовокзала, продовольственного рынка, и с еще более грандиозными строительными планами.

1

Не сложилось. Хаос 1990-х поначалу несмело, а со временем все наглее игнорировал до сих пор неопровержимые для выполнения архитектурно-строительные стандарты и обязательные нормативы дошкольных, учебных, медицинских, бытовых заведений на определенное количество населения. Возможность бесплатно получить землю под частную застройку в городе в начале 90-х фактически перечеркнула принятый в 1982 г. генеральный план застройки города.

В результате Хмельницкий превратился в лабиринт, из которого выбраться непросто. Потеряны удобные транспортные соединения между микрорайонами и транспортными артериями города, места под крайне необходимые транспортные развязки заняты супермаркетами и т.п. В городе, где сейчас на три семьи – два с половиной автомобиля, нет ни одного подземного или многоэтажного паркинга.

Каковы причины произвола?

За 23 года независимости построена только одна школа – в пригороде. И в последнее время, когда очередь в детсады стала угрожающе длинной, возвращены в городскую собственность два детских дошкольных учреждения – с разбазаренных до того полтора десятка построенных еще при советской власти детсадов.

Чаще всего объясняют такую ситуацию бедностью. Это ложь. В начале независимости в местные бюджеты было перенаправлено много налогов, значит, деньги были. Зато исчез контроль над их использованием и, что еще хуже, неотвратимость наказания за глупость либо расточительство распорядителей бюджета или даже его явное разворовывание.

К сожалению, исчезновение давления сверху освободило «на местах» не творческие силы, а жадность и алчность. И, вместо реализации самых прогрессивных замыслов, местные руководители вообще потеряли стратегическое видение развития управляемых ими территорий. Независимо от задекларированных на бумаге программ под амбициозными названиями и датами, которые должны были свидетельствовать о перспективе.

2

В Хмельницком это особенно заметно, поскольку за 23 года здесь фактически сменились лишь три властные команды, включительно с действующей, которая, вопреки недавнему переходу городского головы Сергея Мельника на работу в парламент, еще идентифицируется с его именем. Следовательно, это должно было бы способствовать плановости его застройки, тем более что Мельник, председательствовавший в городе с 2006-го, называл себя продолжателем дела первого руководителя города Михаила Чекмана, проработавшего на этой должности более 10 лет.

Между ними руководил Николай Приступа, единственный, кто решился за неполную каденцию на капитальное для города строение – путепровод – и капитальную реконструкцию городского стадиона. Однако общим для всех был разве что зеленый свет для безудержного строительства жилья и агрессивного – торговых объектов.

Политика и бизнес: слияние в экстазе

Первый и самый большой из таких объектов – гигантский рынок на Львовском шоссе, возникший четверть века назад как спасательный круг для тысяч бывших рабочих заводов ВПК, которые с развалом Союза остались без работы и без средств к существованию. Он занимает почти 20 га территории с инженерно-техническими коммуникациями в одном из центральных микрорайонов.

Вопреки всем усилиям по благоустройству, базар остается городской трущобой. Многие специалисты считают, что такой большой участок рациональнее было бы использовать под строительство жилого микрорайона, а рынок вынести на окраину, где уже несколько лет пустует торгово-сервисный центр «Подолье», расширив за его счет границы города. Но на базаре делают не только экономику, но и политику.

3

Мощнейший конкурент базара, строительный супермаркет «Эпицентр», принадлежит также народному депутату – Александру Гереге. Это всем известно. Неизвестно другое: почему этого монстра, которого, согласно экологическим стандартам, другие города допускают только к окраинам, действующая хмельницкая власть поселила почти в центре, в пойме Южного Буга, рядом с такими же гигантами современной торговли – супермаркетами «Таврия» и «Сільпо»?

Генеральный план никого не интересует

Архитекторы были категорически против этих сооружений в рекреационной зоне. Городской совет объяснил это тем, что не определены границы рекреационной зоны. Депутаты городского совета и строительство – тема отдельного разговора. Именно нынешние и бывшие депутаты, независимо от партийности, стоят чуть ли не за каждой стройкой-достраиванием в самых лакомых уголках Хмельницкого.

Сегодня строительная отрасль в Хмельницком – одна из самых активных в стране. Приоритет – сооружение жилья: каждый год сдают в эксплуатацию около 110 тыс. кв м. Еще плюс 10 тыс. индивидуальных застройщиков. Это позволило сделать рынок жилья в городе самым дешевым в Украине. Жилая застройка уплотняется: город застроен на 70%.

4

Однако апофеоз строительной анархии – это все же, наверное, площадь Героев Сталинграда – центр микрорайона Выставка. Там православный собор оказался в окружении торгового центра.

Да разве такое лишь в Хмельницком? Теперь везде так в Украине. Однако, к сожалению, настоящие причины этого до сих пор не озвучены, не осознаны и не искоренены. И с кого спрашивать за это? Власть – и в стране, и в городе Хмельницком – снова сменилась. И никто ни за что не отвечает

Latest Posts

Общественный туалет в сквере им. Шевченко станет платным

Общественный туалет, который находится в сквере им. Шевченко, планируют сделать платным. Соответствующее решение хотят принять в мае во время заседания исполнительного комитета....

В Хмельницком презентовали Виртуальную карту города

История Хмельницкого - насыщенная, интересная и многогранная. Теперь все желающие могут узнать факты о Хмельницком с помощью специального веб-приложения. Пользователи могут увидеть,...

На территории стадиона «Подолье» появятся новые раздевалки

В помещении старой котельной, что на территории спортивного комплекса «Подолье», обустроят новые раздевалки. Ремонтные работы начнутся уже в этом месяце. Далее на...

В Хмельницком отложили полный переход на э-билет

Полный переход на электронный билет в общественном транспорте Хмельницкого перенесли на начало июня. В чем причина такого решения, узнавал khmelnytskyi-future.

В сквере им. Шевченко началась реконструкция фигур Николая Мазура

Реставрацию фигур Николая Мазура начали в сквере имени Тараса Шевченко. Далее расскажет об этом «Хмельницкий Будущего». Николай Мазур - Почетный гражданин города, монументалист, скульптор, живописец-станковист,...